ЗАЧЕМ ЧИСТИТЬ ФОРСУНКИ?!

 Автомобили с впрыском бензина имеют известные преимущества перед карбюраторными собратьями. Как правило, такие системы долго, до 100 тыс. км, сохраняют заданные параметры, а их элементы не требуют никаких регулировок за весь срок службы. Иногда же первоначальные характеристики в процессе эксплуатации изменяются, что, в конечном счете, сказывается на работе мотора. 

Не будем рассуждать об управлени и впрыском – это электроника, она подводит крайне редко , о ней – в другом разделе. Поговорим лишь о гидравлической (механической) части, обеспечивающей подачу топлива из бака к топливной рампе, форсункам, а затем в цилиндры. Ведь на нее, как показывает опыт, приходится основная доля капризов в работе всей системы. Пример тому – загрязнение, вернее, закоксовывание топливных форсунок. Рано или поздно, но с этим сталкиваются все владельцы "впрысковых" машин, поэтому стоит удели ть такой неисправности особое внимание. Мы поможем Вас избавиться от этих неисправностей, а пока понятным языком объясним природу этого явления. 

На седлах форсунок и на концах запорных элементов со временем появляются твердые смолистые отложения. Они – причина отказа форсунок. А образуются отложения довольно просто. После остановки горячего двигателя из пленки топлива, оставшейся на внутренних поверхностях распылителей, испаряются легкие фракции. Тяжелые же остаются на деталях, ведь смывать их в это время нечем , а из этих фракций и образуются смолистые отложения. Накапливаясь, они препятствуют запорному конусу плотно сесть на седло, вследствие чего нарушается герметичность форсунки. Но о статочное давление топлива в рампе после остановки мотора потихоньку проталкивает бензин через негерметичный клапан, и процесс закоксовывания идет интенсивнее.
Проходное сечение сопла форсунки с появлением отложений умень шается. Давление же топлива в форсунке на работающем двигателе постоянно, а время действия управляющего импульса и, соответственно, продолжительность ее открытия определяются "умной" электроникой. Анализируя состав выхлопных газов (Евро-2) , а точнее, долю в них кислорода, программа микропроцессора сопротивляется и отдает команду форсункам увеличить подачу, растягивая впрыск, но всему есть предел. Кроме того, с потерей герметичности ухудшается отсечка топлива. Вместо того чтобы резко оборвать факел, отправив всю порцию во впускной канал, окончание впрыска происходит плавно. Последние капли его не могут "выстрелить", а беспомощно повисают на распылителе. Тем временем топливо продолжает бесполезно сочиться из закрытого распылителя. Нарушается и форма факела – значит, часть топлива попадет не в просвет впускного канала, а на его стенки, и в цилиндр поступит меньше бензина. А еще отложения ухудшают однородность распыления. Из форсунок полетят крупные капли, не успевающие испариться, перемешаться с воздухом и сгореть в цилиндрах. Словом, про и сходит рассогласование работы системы впрыска. В результате – знакомые многим владельцам симптомы: затрудненный пуск, неустойчивый холостой ход, провалы при разгоне, повышенный расход топлива, потеря мощности.
И как бы производители аппаратуры не совершенств овали конструкцию форсунок, применя я новые материалы, достига я очень высокой точности изготовления , все же форсунки приходится чистить, особенно если пробег автомобиля приближается к 100 тыс. км и сопряжен с эксплуатацией на низкокачественном бензине, богатом тяжелыми фракциями. Кстати, поэтому нежелательно использовать топливо из многомесячных запасов, хранящихся в бочках или канистрах. Выпавшие из него мелкодисперсные смолы быстрее забивают фильтры и оседают на распылителях, ускоряя образование отложений.

Р еже встречается загрязнение входных фильтров форсунок. Они относительно небольших размеров и призваны лишь гарантировать чистоту топлива, поступающего в форсунки, отсекая мелкие включения, проникшие через магистральный фильтр тонкой очистки топлива. Поглощающая способность их невелика, а, засорившись, они оставляют форсунки на голодном пайке. Чтобы этого не допустить, нужно внимательно следить за состоянием фильтра тонкой очистки топлива и не заливать в бак сомнительный бензин. Но , как бы ни соблюдал владелец эти заповеди, девственная чистота системы не вечна и иногда ее приходится восстанавливать. Для этого многие автолюбители применяют специальные очищающие добавки к топливу. Присадка при регулярном применении , замечу на новом моторе, поддерживает форсунки в хорошем состоянии дольше обычного. Она, конечно, растворяет отложения, и все же такая обработка скорее профилактическая. Толстые наросты, почти закрывающие проходное сечение распылителя, таким средствам не по силам. Есть у добавок и другая особенность. Присадка, словно ершик, эффективно очищает бак и подающий топливопровод, после чего загрязнени я могут попасть к форсункам, намертво закупорив их входные фильтры.

Чтобы нейтрализовать это свойство, на сервисных станциях применяют специальные устройства для очистки форсунок. Наиболее распространен метод очистки на работающем двигателе, как самый простой , достаточно эффективный , но не самый безопасный для автомобилей оборудованных катализатором. Специальная установка подает топливо на вход топливной рампы (в системах распределенного впрыска) или к форсунке центрального впрыска. Штатную систему топливоподачи – бак, электробензонасос, фильтр тонкой очистки и трубопроводы – при этом, естественно, отключают. Двигатель работает на специальном сольвенте-декарбонайзере, который служит одновременно и топливом, и очистителем , у которого усил енны именно моющие свойства, чтобы резко повысить эффективность очистки по сравнению с добавками в топливо. Эффективность этого метода довольно высока. По статистике, до 85% двигателей, прошедших очистку, на всех режимах работают существенно лучше, чем прежде. Но существует и обратная сторона медали. Такой метод очистки не позволяет увидеть степень чистоты и работу каждой форсунки в отдельности. Кроме того, в ходе очистки существенно возрастает нагрузка на катализатор (необходим визуальный контроль, чтобы исключить перегрев и разрушение последнего), а так же сольвент частично смывает нагар с клапанов и камеры сгорания, что может окончательно забить катализатор со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И, наконец, метод, который позволяет наблюдать визуально работу всех форсунок и каждую в отдельности, со снятием с мотора и ультразвуковой очисткой. Именно такой метод и применяется в нашем сервисном центре. Для данного способа используется специальная установка, которая может промывать и тестировать топливные форсунки в режимах, полностью имитирующих их работу на двигателе. Установка позволяет производить ультразвуковую очистку и обратную промывку, а так же измерить и оценить визуально баланс, факел распыла, герметичность и производительность форсунок. Основные преимущества ультразвуковой мойки и очистки перед всеми известными методами удаления загрязнений следующие: высокое качество очистки, исключение дорогостоящих токсичных и взрывоопасных растворителей и замена их более приемлемыми щелочными растворами, обработка изделий сложной конфигурации, возможность в ряде случаев удалять загрязнения, не поддающиеся удалению другими методами. Действие ультразвука в основном сказывается на ускорении процесса растворения загрязнений в растворителях, доставке свежих порций растворителя к загрязнённым поверхностям и удалении отделившихся частиц загрязнений из зоны очистки. Что далеко ходить – реклама портативных ультразвуковых стиральных агрегатов уже всем объяснила физику этого процесса. При ремонте электроники военные технологии давно используют подобные свойства высокочастотных звуковых излучений для очистки от посторонних наслоений, образующихся в процессе эксплуатации. Как правило, очистка в ультразвуковой ванне полностью восстанавливает форсунки за один приём. Качество промывки гарантируется ультразвуковой технологией, а точность результатов тестирования – микропроцессорным управлением длительностью впрыска и давлением тестовой жидкости в замкнутом контуре.

В заключение хочется отме тить , что неудовлетворительная работа двигателя необязательно связана с загрязнением форсунок. Она может быть следствием неисправностей каких-либо других элементов в системах зажигания, впрыска и т. д . Поэтому прежде, чем грешить на впрыск и чистить форсунки, мы всегда проводим комплексную диагностику двигателя и его систем. Лишь убедившись в необходимости наши специалисты рекомендуют очистку форсунок .

П.С.Г.